Цели, задачи и угрозы российской политики по наркотикам
Отличия в ключевых пунктах «Стратегий государственной антинаркотической политики Российской Федерации» на периоды до 2020 и до 2030 годов.
Антинаркотическая политика России уходит своими корнями в 90-е годы. Несмотря на то, что федеральный закон «О наркотических средствах» вступил в силу лишь в 1998 году, к тому моменту государственники всех уровней уже вовсю в своих решениях руководствовалось документом «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации». В 2010 году этот документ перетерпел некоторые косметические изменения — его переименовали в «Стратегию государственной антинаркотической политики». В каком-то смысле такое название стало даже честнее, ведь то, что называлось “контролем”, по своей сути было именно порядком действий “против наркотиков”.
Вчера действие Стратегии продлили ещё на 10 лет. То есть как минимум до 2030 года Кремль будет принимать меры, направленные на сохранение госмонополии на оборот наркотиков и воплощение своих амбиций насчет того, как же должно мыслить и вести себя идеальное (по его мнению) общество.
Ниже вы можете ознакомиться с перечнем ключевых пунктов последних двух документов, утверждающих российскую политику по наркотикам.
Цели антинаркотической политики
Принимая Стратегию антинаркотической политики, Правительство РФ ставит перед собой следующие цели:
До 2020 года:
- Сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
до 2030 года:
- Сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления.
- Снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.
- Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Задачи антинаркотической политики
Достижение названных целей Правительство РФ считает возможным при решении следующих задач:
До 2020 года
- Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации.
- Организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков.
- Организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах.
- Развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации.
- Создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании.
- Формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики.
- Формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.
До 2030 года
- Совершенствование нормативно-правового регулирования оборота наркотиков и антинаркотической деятельности.
- Совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля.
- Совершенствование противодействия легализации доходов, полученных от торговли наркотиками.
- Совершенствование противодействия организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.
- Уничтожение инфраструктуры незаконного производства, транспортировки и распространения наркотиков, существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства на территории РФ.
- Формирование на методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности.
- Создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков.
- Повышение эффективности функционирования наркологической службы, предупреждение случаев незаконного лечения больных наркоманией.
- Повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ; гепатитов; туберкулеза; инфекций, передающихся половым путем).
- Совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркозависимости, медицинской и социальной реабилитации.
- Дальнейшее развитие системы международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков.
- Обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности.
- Совершенствование системы мониторинга наркоситуации, повышение оперативности и объективности в сфере контроля за оборотом наркотиков.
- Повышение доступности ресоциализации и социальной реабилитации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства.
Угрозы национальной безопасности
Война с наркотиками идет во имя «национальной безопасности», и есть ряд вещей, который мешает эту безопасность обрести:
До 2020 года:
- Широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков.
- Увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков.
- Недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией.
- Сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, низкое число наркологических реабилитационных центров (отделений) в субъектах Российской Федерации, а также недостаточное количество медицинских психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников и иного персонала, участвующего в осуществлении медико-социальной реабилитации.
- Недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией.
- Увеличение численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков.
- Смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей.
- Недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда.
- Слабая организация досуга детей, подростков и молодежи.
До 2030 года:
- Дестабилизация международной системы контроля за оборотом наркотиков в части, касающейся её либерализации и легализации наркотиков.
- Расширение глобального рынка наркотиков вследствие легализации каннабиса в рекреационных целях; появление новых видов наркотиков; формирование рынков сбыта наркотиков в недостаточно контролируемых властями территориях и в зонах вооруженных конфликтов.
- Деятельность преступных организаций, связанная с торговлей наркотиками.
- Появление новых форм наркоторговли, усиление конспирации с использованием инновационных коммуникационных и других технологий.
- Увеличение предложения синтетических наркотиков, рост спроса на них.
- Использование новейших финансовых инструментов в целях легализации средств, полученных от торговли наркотиками.
- Масштабное использование сети Интернет для пропаганды незаконного потребления наркотиков.
- Сохранение высокого уровня производства опиатов в Афганистане.
- Попытки наркосиндикатов увеличить транзит наркотиков через Россию с использованием почты и курьерской службы.
- Использование доходов от нелегального наркобизнеса для финансирования терроризма.
- Тенденция к распространению полинаркомании, увеличение случаев потребления лекарственных препаратов без назначения врача.
- Распространение наркомании, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов.
- Недостаточная эффективность профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
- Неэффективное применение механизма побуждения наркозависимых к прохождению лечения наркозависимости по решению суда.
Источники:
- Стратегия антинаркотической политики до 2020 года.
- Стратегия антинаркотической политики до 2030 года.