Как во время пандемии судили наркоторговцев в Азии

Один из судебных процессов, проведенных в июле 2020 года в Джакарте, столице Индонезии.

За время пандемии в Индонезии и Сингапуре к смертной казни приговорили минимум 21 наркоторговца. Всем им огласили приговоры в WhatsApp или Zoom.

Вы читаете перевод статьи «Drug Smugglers Are Being Sentenced to Death via Zoom», которая была опубликована на Vice.

Во время пандемии суды Индонезии и Сингапура активно использовали систему видеоконференций для вынесения смертных приговоров лицам, обвиняемым в контрабанде наркотиков, уверены сотрудники Harm Reduction International (HRI).

7 апреля организация опубликовала ежегодный отчет по смертным приговорам за наркопреступления. Документ гласит, что между мартом 2020 и мартом 2021 года к смертной казни в Индонезии были приговорены девятнадцать человек, совершивших наркопреступления. По тем же обвинениям смертный приговор получили еще два человека в Сингапуре. Все эти дела объединяет то, что приговоры по ним были вынесены в ходе видеоконференций, проводимых через приложения WhatsApp и Zoom.

Плохой интернет — не помеха судебному конвейеру

Авторы отчета считают, что хоть практика использования видеозвонков для вынесения смертного приговора и была обусловлена пандемией, тем не менее, она привела к грубым нарушениям прав обвиняемых на честное судебное разбирательство.

Они ссылаются на слова адвокатов, которые заявили, что видеосвязь во время судебных процессов сильно лагала и не позволяла им в должной мере проводить консультацию с подзащитными (Скорость интернета в Индонезии — одна из самых низких в мире). Кроме того, за процессом не могла наблюдать публика, в том числе родственники обвиняемых. Часть приговоренных к казни была иностранными гражданами, некоторым из которых не предоставили переводчиков.

«Мы не могли записывать судебный процесс или делать скриншоты без разрешения судьи. Практика онлайн-заседаний сделала процесс непубличным, поскольку ссылки можно было распространять лишь ограниченно», — заявил HRI один из адвокатов, защищавший нескольких обвиняемых.

Смертные приговоры по видеосвязи в Индонезии получили в том числе три малазийца, обвиняемых в попытке провезти в Индонезию 28,6 кг метамфетамина в январе прошлого года. Приговор был оглашен в ноябре, сейчас адвокат оспаривает это решение, поскольку во время онлайн-заседания у него вообще не было никакой возможности лично пообщаться с подзащитными.

В феврале был приведен в силу смертный приговор пакистанцу и йеменцу, обвиняемым в контрабанде метамфетамина и также приговоренным к казни на онлайн-заседании в Zoom. В мае прошлого года в Сингапуре во время заседания в Zoom к смерти через повешенье приговорили 37-летнего малазийца Пунитана Генасана, отрицавшего все обвинения в перевозке героина в далеком 2011 году.

Больше приговоров, но меньше исполнений

В отчете говорится, что, несмотря на пандемию, число вынесенных смертных приговоров за наркопреступления по миру только увеличилось. В 2020 году суды приговорили к смерти за наркопреступления 213 человек, что на 16% больше, чем в 2019 году. 3/4 всех приговоров были вынесены во Вьетнаме и Индонезии (78 и 77 соответственно). Детальнее про один из случаев:Полиция Дели Серданг по борьбе с наркотиками задержала команду оперативников под прикрытием, чтобы выявить типы психотропных препаратов Happy Five Pills

В то же время число исполненных смертных приговоров за наркопреступления снизилось на 75%. Это, опять же, связывают с пандемией и жесткими ограничениями на смертные казни за наркопреступления, введенными в Саудовской Аравии, стране, которая до этого входила в список лидеров по исполнению таких приговоров. Всего в 2020 году в мире было исполнено 30 казней за наркопреступления (в 2019 – 119). Все они были совершены в Иране, Китае и Саудовской Аравии.

В одном из случаев был казнен водитель грузовика, арестованный за попытку ввоза амфетамина в Саудовскую Аравию в 2017 году. Правозащитники уверяют, что он пропустил два судебных заседания из-за пыток и что ему отказали в юридическом представительстве на них. Его семья вообще узнала об аресте, обвинении и казни только от его сокамерников и из статьи в газете.

Реальная ситуация может быть даже хуже

HRI отмечает, что смертная казнь существует в 35 странах, а как минимум 3000 человек по всему миру ожидают приведения такого приговора в исполнение. При этом авторы отчета полагают, что их данные неполные, поскольку недостаточно информации предоставляют Вьетнам и Китай, где, по свидетельствам, регулярно казнят людей за эти преступления. Во Вьетнаме информация о смертных казнях и вовсе отнесена к гостайне, что усложняет работу правозащитников.

«То, что страны продолжили приговаривать людей к смерти за наркопреступления во время мировой эпидемии – чудовищный факт, который говорит о слишком суровом подходе к наркополитике. Слишком много стран не готовы отказаться от смертной казни из-за слепой и ошибочной веры в то, что она способна прекратить наркопреступления», — говорит Наоми Берк-Шайн, исполнительный директор HRI. — «Сокращение числа казней за наркопреступления – хороший знак, но казни – только верхушка айсберга. Они – лишь наиболее заметная часть крайне проблемной системы, характеризируемой тотальным нарушением прав человека».

В начале марта 2021 года глава Татарстана Рустам Минниханов провел совещание с представителями региона в Госдуме и Совфеде. На нем Минниханов предложил законотворцам подумать о том, чтобы отменить мораторий на смертную казнь в России:

«Вы хоть немножко думаете, куда страна идет? Вот эти наркотики, закладки, как будто у нас ничего не случилось. Куда вы смотрите? Надо смертную казнь восстанавливать или хотя бы пожизненно давать тем, кто этим делом занимается!»

В 2020 году в США не было казней за наркопреступления. Но в феврале прошлого года бывший президент Дональд Трамп положительно высказывался о радикальной наркополитике: «Страны, в которых существует смертная казнь для наркоторговцев, не имеют проблемы наркотиков». Действующий президент Джо Байден обещал отменить смертную казнь на федеральном уровне, но пока что не начал решать этот вопрос. В декабре 2020 Генассамблея ООН приняла восьмую резолюцию, призывающую к мораторию на смертную казнь, которая получила рекордную поддержку 123 стран.

Перевела Hässliche Frau
Отредачил Hunter Melrose