Госконтроль за неупотреблением

В этом году ведомственная охрана Росатома заказала тестирование на наркотики для 3/4 своих сотрудников: они поссали в баночки на 12 млн рублей.

Акционерное общество «Атом-Охрана» — это компания, созданная специально для обеспечения безопасности на объектах госкорпорации «Росатом». В её штат входят около девяти с половиной тысяч человек. Все они по закону обязаны проходить ежегодные химико-токсикологические исследования на наличие опиатов, каннабиноидов, амфетамина, метамфетамина, синтетических катинонов, кокаина и метадона в моче. Формально это делается в целях «раннего выявления» употребления наркотиков без назначения врача.

С января по ноябрь «Атом-Охрана» завершила 30 закупок тестирований, которые касаются 7,4 тысяч её сотрудников. Всего компания потратила на них ₽12,2 млн. При этом половина всех договоров (на общую сумму в ₽7,3 млн) оказалась заключена с подразделениями Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России). Ещё 8 — с наркологическими и психоневрологическими диспансерами. Остальные 7 — с больницами, поликлиниками и экзотическими учреждениями вроде научно-практического центра наркологии в Москве.

В Карелии сложилась забавная ситуация — на предложение протестировать 81 охранника откликнулся частный медицинский центр, но государственный наркодиспансер демпингнул цену на четыре тысячи рублей и тем самым увел победу из-под носа бизнесменов. Во всех остальных случаях частные компании, способные оказывать услуги по тестированию, не участвовали в конкурсе — либо под предлогом «приказом таким-то определено, что там-то исследования проводятся только тем-то», либо в связи с тем, что конкурс проводился исключительно среди своих.


У руководства «Атом-Охраны», по-видимому, нет четкого плана проведения закупок тестирования. При этом тендеры размещаются как бы «порционно», а не равномерно — если их разделить по месяцам, то образуются четкие пики.

В структуру «Атом-Охраны» входит 6 межрегиональных управлений. Самое дешевое тестирование обеспечило управление №2 (Ленобласть), а дорогое — управление №4 (Челябинская область). В среднем тестирование 1 человека во всех управлениях обходилось в 1,6 тысяч рублей.

(потрачено — в тысячах)

Ранее я писал о том, что Минздрав Московской области в 2020 году резко увеличил закупку тестов на вещество MDPV, которое на крупнейшем в России даркнет-рынке наркотиков отсутствует. Оказалось, что все тесты на этот синтетический катинон всегда покупались у одной и той же частной компании. Более того, выяснилось, что Минздрав предпочел вывести из эксплуатации часть оборудования для проведения тестов на наркотики и заменить их новым оборудованием от той же самой компании, которая производит тесты на MDPV.

Обнаруженные в тот раз тренды показали, что легальная наркоиндустрия в России движется в сторону монополизации — по крайней мере в Московской области важную часть рынка тестирования на наркотики захватывает компания «Фактор-Мед Продакшн». Раньше она производила 100% используемых Минздравом тестов, теперь с его помощью пытается внедрить свое же оборудование.

Сейчас же мы видим еще одно проявление монополизации — 50% от всех договоров на организацию тестирования на наркотики для охранников Росатома были заключены с ФМБА. И если в первом случае речь шла об олигархической монополии, то здесь она государственная. Однако не факт, что ФМБА занимает лидирующие позиции и в отношении других предприятиях ведомственной охраны. Чтобы доказать эту теорию, требуются продолжить исследования.

Методология:

Вы можете ознакомиться с данными здесь.

Данные о госзакупках были собраны с портала zakupki.gov.ru по ключевым словам "Атом-Охрана" и "психотроп" с указанием этапа закупки "закупка завершена" и датой размещения "с 01.01.2020 до 17.11.2020".

Для определения количества тестируемых были изучены документы «Проект договора» и (или) «Техническое задание». В случаях, когда указывалось прямое количество персонала, подлежащего тестированию, выписывалось это число. В случаях, когда указывались лишь количество требуемых заключений/справок по итогам химико-токсикологических исследований, выписывалось число «справок о результатах ХТИ». В случаях, когда указывались «предварительные ХТИ» и «подтверждающие ХТИ», бралось наибольшее число.

Для определения цены исследований были изучены «Протоколы работы комиссии» — выписывалось число, указанное в "итоговых протоколах" (когда госзакупка проводилась с использованием метода «запрос котировок»), либо в "справках-обоснованиях" (когда госзакупка проводилась у «единственного поставщика»). В случаях, когда закупка исследований проводилась из расчета тестирования на 2020, 2021 и 2022 годы, цена контракта была разделена на 3.

Автор: Hunter Melrose