Россия хочет собственную AIPSIN
Антинаркотический комитет задумался о создании собственной библиотеки с масс-спектрами всех известных психоактивных веществ.
В конце декабря прошлого года Государственный антинаркотический комитет опубликовал план заседаний на 2021 год. Согласно этому документу, во втором полугодии власти соберутся для обсуждения «проблемных вопросов при создании российской библиотеки масс-спектров психоактивных соединений и их метаболитов, а также её внедрения в эксплуатацию заинтересованными научными и экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти РФ и путях их решения».
Похоже, что речь идёт о создании частичного аналога белорусской программы «AIPSIN», которая сейчас используется экспертно-криминалистическими центрами для идентификации наркотиков, изъятых из незаконного оборота. Идентификация происходит следующим образом: хроматограф измеряет масс-спектр тестируемого образца, а программа сравнивает полученные данные с имеющимися в базе и выдаёт всю информацию о тестируемом образце — его химическую формулу, наименование и прочее.
Сегодня любое делопроизводство по наркостатьям, когда у силовиков есть вещественные доказательства в виде изъятых синтетических наркотиков, не обходится без использования данной программы. Её роль в уголовном и административном преследовании потребителей и торговцев запрещенными веществами колоссальна.
Согласно анализу The Drug Times, в 2008 году «Рособоронэкспорт» провёл целую спецоперацию по внедрению «AIPSIN» в подразделения ФСКН, а начиная с 2011 года Россия тратит около 5 миллионов рублей ежегодно, чтобы продлить лицензии на использование программы.
Стоит отметить, что «AIPSIN» не ограничивается лишь идентификацией наркотиков по базе данных с масс-спектрами всех известных психоактивных веществ. Помимо неё программа даёт доступ у базам с фотографиями веществ, картами их изъятий в разных регионах и странах, разнообразными справочниками об этих веществах и так далее. В каком-то смысле это богатая энциклопедия о наркотиках и инструмент для контроля за наркотрафиком.
Однако нет никакой уверенности в том, что «AIPSIN» в России используется хоть как-то, кроме как в качестве программы, упрощающей идентификацию изъятых наркотиков. Власти то и дело демонстрируют абсолютное непонимание ситуации даже на собственном рынке запрещённых психоактивных веществ. Даже существующая методика контроля за наркоситуацией необъективна, она не ставит своей целью анализировать тренды на рынке запрещённых психоактивных веществ, а представляет из себя инструмент для оправдания и пропаганды антинаркотической политики.
Пока что нельзя с уверенностью сказать, что Антинаркотический комитет планирует добиться отказа от использования «AIPSIN», прямо об этом пока никто не говорит. Но согласитесь, что вряд ли есть смысл использовать одновременно две программы с одинаковым функционалом.
Автор: Hunter Melrose