Крысы на борту

Telegram начал под давлением российских властей удалять ресурсы, связанные с наркотиками. Но пока что только "плохие".


Сегмент волнуется

Блокировки связанных с психоактивными веществами каналов в Telegram — не редкость. Просмотрев посты на других ресурсах, можно выделить две характерные волны банов — в 2018 и 2019 годах.

Первая волна была растянута и продолжались с весны по декабрь. Под конец мая администрация мессенджера заблокировала канал «28 Плюх Спустя» с аудиторией почти в 10 тысяч человек, а в декабре окончательно отправила в нокаут официальный канал Hydra. «Где клад, чувак?» также сообщил о блокировке своего бота обратной связи. Возможно, число забаненных ресурсов в 2018 году может быть гораздо больше, но мы этого попросту не узнаем, поскольку из-за большого промежутка времени между эпизодами блокировок внимание к феномену было невелико, блогеры запросто могли кого-то упустить.

Однако во время второй волны этот эффект был почти сведен к нулю. Вначале Telegram забанил наркоблог «Оранге Вещает», хотя, по ее словам, это был уже второй такой случай. Уже через месяц к ней присоединилась «Белоснежка и семь граммов». Спустя еще неделю в бан отправились культовые «Опиум для народа», «Сомы грамм и нету драм» и менее известный «Секс и наркотики» (по другой информации, каналов было четыре). В течение суток сомов и опиум, правда, разблокировали, но тем не менее. Не обошлось и без блокировки ботов — на этот раз «DISPUTMAN» лишился сервиса по просмотру заметок на аккаунтах с Hydra.

В 2020 году громких блокировок не было, за исключением, пожалуй, бана проекта «Purity» по продаже реактивов для тестирования психоактивных веществ, приобретенных на черном рынке. Был удален как сам канал проекта, так и бот автопродаж вместе с аккаунтом владельца. DrugStat, сотрудничающий с проектом, отмечал непрофессионализм службы поддержки мессенджера, и он действительно есть — сами товары не запрещены к продаже в России.

Практически во всех случаях блокировки носили скорее рандомный характер, исключение составляет лишь та ситуация, когда в один день забанили сразу 4 канала — все указывало на явно спланированную атаку. Но вряд ли она была организована самим Telegram, даже несмотря на то, что в тот момент он был озабочен запуском TON и стремился выставлять себя перед инвесторами как белый и легальный. В таком случае блокировке бы подвергся весь сегмент целиком, как минимум крупнейшие и популярнейшие каналы, а не одни лишь культовые вместе с парой прицепов. Возможно, именно их "культовость" и сыграла злую шутку — широко известные в узких кругах каналы, к тому же, существующие достаточно давно, могли быть зарепорчены наркофобной аудиторией мессенджера. Впрочем, никакой спланированной атаки могло и не быть, а просто модераторы Telegram разгребли все жалобы в один день.

Выпускайте кракена, это приказ

Однако все это вовсе не означает, что целенаправленная война с наркотиками в Telegram не ведется. Только вот инициирована она не самим мессенджером, а властями отдельных государств.

Мы уже неоднократно писали о методике, используемой украинскими силовиками — ее суть заключается в том, что власти пиарят и администрируют бот, чьим пользователям присылаются ссылки на связанные с наркоторговлей чаты и каналы, на которые нужно кинуть жалобы. Однако, по нашим подсчетам, этот бот обеспечивает лишь 35% блокировок (около 2000 ресурсов с 2019 года), все остальные осуществляются путем административного давления на руководство Telegram.

Схожим образом дело обстоит и в России.

Ранее доступ к мессенджеру был ограничен, но летом 2020 года Роскомнадзор согласился их снять, поскольку Павел Дуров высказал «готовность противодействовать терроризму и экстремизму». В своем пресс-релизе регулятор жирно намекнул, что одним лишь терроризмом и экстремизмом ограничиваться он не собирается, ему также интересно удалять детскую порнографию вместе с пропагандой суицида и наркотиков. Неизвестно, согласился ли Telegram на такие приколы и было ли ему вообще предложено сотрудничество по этому направлению, но волны блокировок в 2020 году, как мы уже сказали, не произошло. Она настигла Telegram лишь спустя почти год.

Точка невозврата

В декабре 2020 года Антинаркотическая комиссия Ставропольского края завела свой собственный телеграм-канал. Такие комиссии, к слову, создаются в каждом регионе — по закону они разрабатывают меры, направленные на борьбу с наркотиками и популяризацию наркофобии в обществе. Комиссия края состоит в основном из силовиков, надзирателей, сотрудников таможни и про-силовых депутатов. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в комиссии все же нашлось чуть-чуть мест для представителей Минздрава, Минобра, Минкульта и Роспотребнадзора. Но вернемся к каналу этой комиссии.

19 марта 2021 года к нему прикрутили бота обратной связи, на который вскоре посыпались ссылки на другие телеграм-каналы или аккаунты, связанные с запрещенными веществами. Уже через два месяца комиссия отчиталась, что она передавала эти ссылки в Роскомнадзор. В итоге регулятор добился блокировки 50 аккаунтов и каналов, связанных с вовлечением жителей края «в деятельность по сбыту наркотиков» или, как комиссия уточнила позже, специализирующихся на «бесконтактной продаже запрещенных веществ, в том числе безрецептурной продаже лекарственных препаратов ограниченного доступа». Лирики всякой, короче говоря.

Как мы уже знаем, ресурсы из ПАВ-сегмента можно заблокировать только двумя методами: путем накидывания жалоб или путем запроса к администрации Telegram. Роскомнадзор не был замечен в использовании ботнета — таким в России в политических целях занимаются люди вроде Пригожина — по крайней мере блокировку всем известного «Глаза Бога» и других сервисов по пробиву он осуществил методом официального запроса. Без сомнения, этот же метод был использован и для блокировки каналов из ПАВ-сегмента.

Судя по пресс-релизам комиссии, Telegram не выдал властям личные данные владельцев криминальных ресурсов. О задержаниях или объявлениях в розыск не сообщалось, только о блокировке.

Тем не менее, радоваться причин нет. Помимо продажи наркотиков в России запрещена еще и их пропаганда, критерии которой весьма размыты. Если Telegram продолжит сотрудничество в том же духе и если в его службе поддержки будут сидеть некомпетентные лица, которые в продажах реагентов для тестирования ПАВ видят продажу наркотиков, сегмент может потерять десятки достойных каналов.

Автор: Hunter Melrose