Курс молодого наркоактивиста

Зачем Фонд Андрея Рылькова проводит «Школу волонтеров», как в ней организован учебный процесс и почему активисты так рвутся помогать наркопотребителям.

Фонд имени Андрея Рылькова* — наиболее известная в России некоммерческая организация, которая занимается бесплатной и анонимной помощью потребителям наркотиков. В фонде работают юристы, психологи, социальные работники, врачи, аутрич-работники и аутрич-волонтеры. Последние каждый день выходят на улицы Москвы, чтобы помочь наркопотребителям сохранить свое здоровье, и раздают им стерильные шприцы, иглы, спиртовые салфетки, мази, бинты, презервативы и налоксон (препарат от передозировки опиатов). Они также проводят экспресс-тесты по слюне на ВИЧ и гепатит, консультируют людей по вопросам передозировок, постинъекционных осложнений и инфекционных заболеваний.

Прямо сейчас фонд проводит набор в «Школу волонтеров», где любой человек, которому небезразлична судьба употребляющих наркотики людей, может сам стать аутрич-волонтером фонда. Как рассказал Максим Малышев, координатор социальной работы ФАР, открытию школы поспособствовал ряд причин:

«В какой-то момент мы поняли, что, с одной стороны, у нас мало ресурсов на оплату труда социальных работников, а с другой стороны мы увидели, что есть довольно много людей, которые хотят помогать людям, употребляющим психоактивные вещества, и что для них это важно. Так и родилась идея школы волонтеров, на которой люди смогут получать базовые знания и навыки, необходимые для волонтерства в контексте снижения вреда». По словам Малышева, за все время существования проекта они провели 4 курса, на которых обучили около 50 волонтеров.

Процесс обучения состоит из трех этапов:

  • Теория. Первые два дня будущим волонтерам рассказывают о нюансах «снижения вреда» и «социальной работы», а также знакомят их с правилами и этическими ориентирами, которых придерживается ФАР.
  • Практика. Затем в течение двух недель волонтеры впервые пробуют выходить на аутрич в паре с опытными сотрудниками для того, чтобы окончательно решить, готовы ли они сами к волонтерству.
  • Аттестация. Напоследок волонтерам предлагают пройти итоговое тестирование, для которого нужно самостоятельно найти ответы по таким темам, как ВИЧ, гепатит, передозировка и прочее. По завершению обучающимся выдается сертификат и звание волонтера ФАР.

Мария Романюк, одна из выпускниц школы волонтеров, рассказала, что пройти обучение ее сподвиг личный опыт столкновения со специфическими проблемами комьюнити: «Я знала, что в нашей стране нет системно организованной помощи людям, употребляющим наркотики, несмотря на то, что они составляют одну из наиболее уязвимых социальных групп. Мне было интересно узнать, как изнутри устроена работа одного из немногих в России фондов, помогающих сообществу».

Мария относится к волонтерству как к гражданскому активизму: «Я регулярно узнаю от участников фонда (так в ФАР называют людей, обращающихся за помощью и консультациями) о том, что они систематически сталкиваются с нарушением своих прав — с неоказанием медицинской помощи, с психологическим и физическим насилием, со злоупотреблениями со стороны сотрудников полиции и так далее». Девушка уверена, что все эти проблемы, которые также помогает решать фонд, стали следствием несовершенства антигуманной наркополитики РФ: «Изменить ситуацию, на мой взгляд, могут только масштабные реформы, при разработке которых будет учтен положительный европейский опыт. Я считаю, что помощь людям, употребляющим наркотики, должна строиться на принципах поддержки, а не наказания».

Несмотря на то, что школа волонтеров в первую очередь дает навыки, применимые именно в социальной работе с потребителями наркотиков, они могут быть полезными и важными для активистов из других сфер. «На школе я познакомилась с сотрудниками фонда и с людьми, которые участвуют в других социально-значимых проектах, встретила среди них своих единомышленников», — рассказала Мария.

Ближайшая «Школа волонтеров» начнется уже 5 июня, узнать больше о курсе и записаться до 1 июня можно здесь.

Подготовил: Hunter Melrose

*Власти считают Фонд имени Андрея Рылькова иноагентом.