«Пабло Эскобар с Silk Road»

Кадр из интервью с Майклом Сломпом

История взлета и падения наркодилера, заработавшего 380 тысяч биткоинов на продажах наркотиков в даркнете.

Вы читаете перевод статьи «I Made Millions Selling Drugs Online, Then It All Came Crashing Down», которая вышла на Vice.

В короткий промежуток времени, между 2012 и 2013 годами, нидерландский программист Корнелис Ян “Майкл” Сломп был крайне богатым человеком.

Ему было всего лишь 22, но он уже заработал миллионы евро в биткоинах на продаже MDMA и других наркотиков на даркнет-маркетплейсе Silk Road. Его магазин, SuperTrips, был настолько успешен, что Сломпа прозвали «Пабло Эскобар с SilkRoad». Однако через 15 месяцев в наркобизнесе он был арестован в результате спецоперации ФБР и приговорен к 10 годам в американской тюрьме. В том же году закрылся и SilkRoad.

Недавно Сломпа отпустили по УДО из-за болезни. Он подхватил COVID-19 и попал в палату интенсивной терапии, но смог полностью поправиться. Вернувшись к своей семье в городок Верден с населением в пятьдесят тысяч человек, он согласился рассказать свою историю.

Зачат телевизионщиками

Жизнь Сломпа — это готовый киносценарий, поэтому неудивительно, что сейчас он пытается продать свою историю различным кинокомпаниям. «Я известен, и если я смогу на этом заработать, я буду только рад», — говорит он. Но это будет не первым его появлением на экране. Не по своей воле он стал главным героем голландского фильма про Silk Road, транслируемого на телеканале NPO. Его адвокаты даже судились с компанией за то, что та изобразила его в дурном свете.

Иронично, что именно NPO вдохновила Сломпа стать наркодилером. «Я узнал о SilkRoad из эпизода SpuitenenSlikken (бахаясь и глотая)», — говорит он о популярном и вызывавшем дискуссии телешоу о наркотиках и сексе, которое транслировалось на голландском ТВ с 2005 по 2018 год. В том эпизоде рассказывалось о том, как найти сайт SilkRoad и как расплачиваться биткоинами.

«Я хотел купить немного MDMA, но его не было в продаже, поэтому я сам решил взяться за это», — говорит Сломп. — «Я не фанат алкоголя и никотина, но приняв однажды MDMA, я решил, что все должны его попробовать. С этого момента все и началось».

В 2019 году в рамках спецпроекта Ленты.ру «Россия под наркотиками» на YouTube вышла серия роликов о том, как функционирует и сколько зарабатывает ориентированный на российский рынок даркнет-маркетплейс Hydra. Ролики набирали миллионы просмотров, а интернет-пользователи обвиняли Ленту в рекламе маркетплейса, которые она отрицала.

Позже администрация маркетплейса заявила, что это действительно была реклама, но доказательств никаких не привела. Исследователь даркнет-рынков DrugStat провел детальный анализ и фактчекинг спецпроекта и пришел к выводу, что «это детские подсчеты, завернутые в красивую обложку».

Нидерланды — один из крупнейших в мире производителей нелегального MDMA. Это означало, что Сломп мог относительно недорого покупать вещество в Амстердаме и продавать его в другие страны, получая прибыль за счет разницы в цене. «Я оптом закупал коробки для DVD-дисков и помещал в них вещества в вакуумной упаковке», — рассказывает он. Потом он помещал эти коробки в конверты и отправлял клиентам по международной почте.

«Наркодилерская» болезнь

В то время Сломп был программистом, а наркоторговля была для него чем-то вроде хобби. Но, заработав €15.000 в первый месяц, он тут же уволился. Получив больше свободного времени, он расширил свой бизнес, а всем, кто спрашивал о внезапном финансовом успехе, говорил, что у него своя компания по разработке программного обеспечения, которая приносит хорошую прибыль. Он утверждает, что в тот момент старался не тратить слишком много, но, тем не менее, купил несколько машин, в том числе Bentley, две Audi и Mercedes Benz.

К 2013 году Сломп заработал 380.000 биткоинов, что на тот момент составляло €3 млн. Согласно материалам дела, он продал около 104 килограммов MDMA, 566.000 таблеток экстази и существенное количество амфетамина, LSD, каннабиса, кетамина и ксанакса.

Сломп стал слишком успешен. «Я хотел уйти, потому что стало слишком много стресса. Я вкалывал по 16 часов в день, несмотря на то, что несколько человек работало на меня», — говорит он. Но уходить было уже слишком поздно, поскольку агенты ФБР взяли его в разработку после того, как обнаружили на коробках от дисков его отпечатки пальцев. Согласно версии Сломпа, ему предложили продать его аккаунт на сайте, но это оказалась подстава. Он прилетел в США для завершения сделки, а уехал из аэропорта в полицейском авто.

Ранее Сломпа допрашивала полиция Нидерландов, но ему никогда не предъявляли никаких обвинений. По его словам, это вызывало чувство собственной неприкосновенным. Однажды его даже задержали на вечеринке, но он провел в тюрьме всего лишь выходные, поскольку с собой у него было незначительное количество наркотиков. «Они могли бы обыскать мой дом, но не сделали этого. В тот момент я думал, что полиция Нидерландов – кучка непрофессионалов», — говорит он.

Наивысшая ценность

Несмотря на эти небольшие проблемы с законом, Сломп никогда не предполагал, что его арестуют по-настоящему. Он думал, что даже в самом худшем сценарии ему придется столкнуться лишь с правоохранительной системой Нидерландов, которая грозила бы ему 1-2 годами заключения. «Но, господи, они там в штатах с ума посходили», — возмущается он. Изначально его приговорили к 40 годам годам заключения, но срок сократили после того, как он отдал государству все свои биткоины. Сломпу часто напоминают, что сейчас они бы стоили миллиарды евро, но он говорит, что всегда сильнее ценил свою свободу. «Зачем мне несколько миллионов евро, если я сижу в тюрьме?», — спрашивает он.

А вот Росс Ульбрихт, основатель SilkRoad, отделался не так легко. Он получил 2 пожизненных срока, а также 20, 15 и 5 лет заключения по отдельным эпизодам. «Приговор строже, чем у Эль Чапо», — отмечает Сломп.

В тюрьме Сломп был удивлен, что люди воспринимали его как героя. «Все, что их волнует – сколько ты заработал. Тут, в тюрьме, люди никогда не слышали о миллионе долларов. Они сидят за несколько граммов». Он говорит, что даже копы и Генпрокурор повторяли, что он сделал нечто невероятное. Он также утверждает, что никто ни разу не сказал, что его поступок был плохим.

Несмотря на статус героя, время в тюрьме было для Сломпа непростым. Он говорит, что его постоянно перемещали из одной части страны в другую, и он пребывал в полнейшем неведении, что происходит. Для борьбы с переполнением тюрем, заключенных в США зачастую переводят в тюрьмы в других штатах без предупреждения и им приходится постоянно адаптироваться к новой системе и окружению. Сломп также утверждает, что провел 4 месяца в одиночной камере за попытку пронести контактные линзы.

Несмотря на время, проведенное за решеткой, Сломп не считает свой поступок неправильным: «Люди в любом случае продолжат употреблять, но на Silk Road они могли быть уверены в качестве товара, ведь я отдавал весь свой товар на тесты». Как и на любом другом маркетплейсе, на Silk Road покупатели могли оставлять отзывы продавцам. У Сломпа они были превосходными.

Сломп говорит, что после выхода на свободу он не собирается возвращаться в наркобизнес: «Все знают, кто я такой, это было бы слишком заметно». Вместо этого он строит карьеру тюремного консультанта, чтобы помочь заключенным из США лучше ориентироваться в этой хаотичной системе. «Было бы странно вернуться в офис и вновь заняться программированием. Мой работодатель загуглил бы меня и все, что он обнаружил бы, – это мое криминальное прошлое», — говорит он.

Перевела Hässliche Frau
Отредачил Hunter Melrose