Минздрав России хочет лечить наркозависимых трудотерапией

Что не так с этой идеей? Выясняем с действующим психиатром-наркологом.

Материал подготовлен в партнерстве с тг-каналом «Парагномен». Его ведущий — сотрудник одного из частных российских реабилитационных центров.

Коммерческий интерес

Сегодня, 29 марта, последний день общественных слушаний законопроекта, разработанного Минздравом, который предлагает привлекать наркозависимых, проходящих лечение в госучреждениях, к трудовой терапии. Авторы законопроекта уверяют, что такой вид терапии нужен для восстановления утраченных социальных связей у пациентов.

На первый взгляд, идея чиновников выглядит очень даже красиво: привлечение к труду возможно лишь с согласия пациента, с учетом его «состояния здоровья, интересов и пожеланий» и гарантией оплаты. Но если подойти к законопроекту критически, то в целом вырисовывается далеко не радужная картина.

Да, для проведения трудотерапии от реабилитационного центра требуется получить согласие пациента. Нюанс в том, что руководство центра в получении этого согласия очень даже заинтересовано, ведь «средства, полученные от реализации продукции, услуг, работ, направляются медицинской организацией на цели, предусмотренные ее уставом». То есть, чем больше зависимых центр привлечет к работе в собственных производственных мастерских или в партнерских организациях, тем больше у этого самого центра будет денег, которые попадут в карман руководителю он сможет потратить на оплату труда специалистов, закупку мебели, ремонт помещений и так далее.

В общем, коммерческий интерес в склонении к трудотерапии налицо.

Никакого научного обоснования

В соответствии с российским и международным законодательством, зависимые от алкоголя и наркотиков имеют право на современные лечение и реабилитацию. Однако, в России до настоящего времени отмечается нехватка доступных реабилитационных центров (по некоторым данным, на территории всей страны функционирует 2287 реабилитационных центров и клиник), далеко не все из которых применяют доказанные и обоснованные методы. Нередко вместо необходимой работы с психологом, психотерапевтом и психиатром-наркологом, зависимый получает режим «трудись-молись», а чаще — просто «трудись». До сих пор сохраняются центры, где наркозависимых держат в зиндане и приковывают к батарее.

Обращению за реабилитационной помощью мешают стигматизация, порочная система учета и другие препятствия, к сожалению, так и не преодоленные. На этом фоне в публичном дискурсе все чаще раздаются призывы к лечению зависимых трудом, под которым обычно подразумеваются принудительные работы, что, по сути, является вариантом наказания, а не лечения. Излишне говорить, что такой репрессивный подход не решает, а усугубляет проблему зависимости.

Центр реабилитации — это не учреждение исполнения наказаний, а принудительный труд — не метод лечения. Этот подход не только очевидно порочен в теории, но уже показал свою абсолютную неэффективность на практике: тотчас после выхода из советских лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) больные алкоголизмом нередко напивались до состояния угрозы для жизни. Это совершенно логично, учитывая, что в ЛТП они лишь работали, не получали необходимой помощи и с нетерпением считали дни до освобождения.

Исследований метода изолированной трудотерапии зависимых с доказанной эффективностью не существует.

Рабство без намека на реабилитацию

Новый законопроект действует в привычном нам русле: «популизм вместо доказательной медицины». В существующих и доказавших свою эффективность моделях реабилитации, таких как миннесотская модель (12-шаговая), программы с принципами когнитивно-поведенческой терапии — во всех из них трудотерапия не является принудительной и представлена трудовыми обязанностями по самообслуживанию в пределах реабилитационного центра. То есть, их «трудотерапия» не выходит, к примеру, за рамки чистки снега на крыльце и кормления черепахи в аквариуме.

Новый же законопроект лоббирует зарабатывание денег на добровольно-принудительном труде зависимых. Стоит ожидать, что на практике это быстро скатится в обыкновенное рабство без какого-либо намека на реабилитацию. Для организаций с ограниченным бюджетом, каковыми большинство реабилитационных центров и являются, выбор между «заработать деньги» и «потратить деньги и время на работу с психологами и психотерапевтами» даже не стоит.

В данном случае мы видим опасный симбиоз взглядов совкового мышления дряхлеющих номенклатурных элит («зависимый сам виноват в зависимости», «труд сам по себе лечит зависимость», «когда в СССР были ЛТП, не было наркоманов») и агрессивно-коммерческих установок постсовковых коммерсов, готовых выжать прибыль из чего угодно, игнорируя все, что ее не касается. Кроме того, учитывая распространенные среди населения, и увы, даже среди специалистов стигматизирующие взгляды на зависимость, данный законопроект является максимально популистским и имеет все шансы на поддержку. Характерно, что мнение авторитетных специалистов, например В.Д. Менделевича, аргументированно критикующих безосновательный подход не учитывается.

Несомненно, принятие этого закона усугубит и без того катастрофическую ситуацию с зависимостями в России.

Не хотите лечить трудом? Тогда вообще не лечите

На фоне обсуждения этого законопроекта важно вспомнить еще один — о ведении в России реестра реабилитационных центров. Его суть в том, что каждая организация, занимающаяся реабилитацией наркозависимых, будет проходить некий «фейс-контроль». Если выяснится, что ее методы лечения устраивают власть, то такая организация будет включена в реестр, ей разрешать работать и будут советовать потенциальным пациентам идти именно туда. При этом «оказание услуг организациями, не включенными в указанный реестр, не допускается». Правила, по которым реабилитационные центры будут включаться или исключаться из реестра, будет устанавливать Кабмин. Если наши прогнозы верны, то он потребует обязательного включения трудотерапии в список услуг.

Данный законопроект был внесен в Госдуму 19 февраля, но к первым чтениям до сих пор не преступил, поскольку создание и ведение реестра требует денег и поэтому законопроект нужно согласовать с Кабмином.

Авторы:

Главный редактор TDT Hunter Melrose
Ведущий тг-канала «Парагномен»